Hosted by uCoz

"О войне мы узнали из книг".
Список работ по данной теме:





Быкова А., 9Б класс Великая Отечественная война в повести Вячеслава Кондратьева "Сашка"

Леонтьева В.,10Б класс Без названия

Суханов А., 9Б класс Эта книга помогла познать радость подвига…

Глебка К., 9Б класс "А зори здесь тихие…"

Черепанова А., 10Б класс Есть в Волгограде место...

Беляева К., 10Б класс Треугольные письма

Кузьмина А.,10А класс "Солдат всегда здоров"

Молчанова Н., 9Б класс Книги о войне – памятник погибшим солдатам

Копытов М., 9Б класс Произведения, которые учат мужеству

Петухов М., 9Б класс Я люблю исторические книги о войне

Камалов К., 9Б класс Повести, затронувшие мои чувства
 

Загоруйко Т., 10Б класс Не забуду

Лазченко Е., 10Б класс Тема Великой Отечественной войны в литературе

Заяшникова Е., 10Б класс Я узнаю о войне из книг…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Быкова Анна, 9Б класс

 

Великая Отечественная война в повести Вячеслава Кондратьева "Сашка"

 

Первого сентября 1939 года фашистская Германия напала на Польшу. Началась Вторая мировая война. Вслед за Польшей фашистам покорилась Австрия и Чехословакия, Франция, Норвегия.… Двенадцать европейских стран были захвачены фашистами.

Двадцать второго июня 1941 года 190 сухопутных дивизий, 5000 самолетов и 200 военных кораблей Германии обрушили свой удар на нашу страну. Нападение было внезапным, граница была нарушена на огромном участке – от Баренцева моря на севере до Черного моря на юге. Враг рассчитывал на "молниеносную" войну. Через полгода от Советского Союза должно было остаться только воспоминание. Но планам фашистов не суждено было сбыться…

Девятого мая 1945 года война закончилась. Огромные потери понесла в ней наша Родина – и сегодня еще не известно точное число погибших. Советские воины, – выдающиеся полководцы, рядовые солдаты, каких было несколько миллионов, – отстаивали землю своих отцов, свое Отечество. Поэтому и война пошла в историю как Великая Отечественная война.

Участником событий Великой Отечественной войны является Вячеслав Кондратьев.

К одному из недавних интервью Вячеслава Кондратьева в качестве эпилога поставлены строки Давида Самойлова:

Как это было! Как совпало-

Война, беда, мечта и юность!

И это все в меня запало

И лишь потом во мне очнулось!

Самойловские строки служат ключом к человеческой и писательской судьбе Вячеслава Кондратьева.

Как глубоко запало пережитое тогда.… Это только в первые дни мира казалось, как поется в песне Окуджавы: "С войной покончили мы счеты…" Не кончили, и сейчас уже ясно, что до конца своих дней не рассчитаемся. Случаются дни, когда снова подступает она вплотную и некуда от нее деваться. Так было и у Вячеслава Кондратьева, это и толкнуло его к перу. Только страстная вера в то, что он обязан рассказать, а люди должны узнать о его войне, о его товарищах, которые сложили голову в затяжных, стоивших нам больших жертв боях под Ржевом, - только такая неостывающая, ни с чем не считающаяся вера могла питать это упорство в написании рассказов и повестей о тяжелых днях.

Повесть "Сашка" была сразу же замечена и оценена по достоинству. Читатели и критики, проявив на сей раз редкое единодушие, определили ей место в ряду самых больших удач нашей военной литературы. Повесть эта, составившая имя Вячеславу Кондратьеву, и сейчас, когда перед нами уже целый том его прозы, несомненно, лучшая из всего, что он написал.

Художественное пространство в повести Кондратьева невелико и кажется замкнутым. Редеющий в безудержных атаках и от постоянных – как по расписанию – немецких обстрелов батальон; разные его роты, в каждой по полтора десятка штыков – из первоначальных ста пятидесяти, да это еще после того, как пополняли, наскребая кого только можно в тылах; три расположенных рядом деревни – Паново, Усово, Овсянниково, в которых прочно закрепились немцы; овраг, маленькие рощицы и поле, за которым вражеская оборона, - поле сплошь простреливаемое пулеметным и минометным огнем…

Правда, повести и рассказы Кондратьева переносят нас и на Дальний Восток (там служили срочную в армии герои, там застала их война), и в настороженнно-суровую, но спокойную Москву сорок второго (сюда, в родной, дом, получив отпуск по ранению, приезжает Сашка). Но в центре художественной вселенной Кондратьева то овсянниковское поле – в воронках от мин, снарядов и бомб, с неубранными трупами, с валяющимися простреленными касками, с подбитым в одном из первых боев танком.

Ничем овсянниковское поле не примечательно. Поле как поле. Но для героев Кондратьева все главное в их жизни совершается здесь, и многим не суждено его перейти, они останутся здесь навсегда. А тем, кому повезет, кто вернется отсюда живым, запомнится оно навсегда во всех подробностях – каждая ложбинка, каждый пригорок, каждая тропка. Для тех, кто здесь воюет, даже самое малое исполнено немалого значения: и шалаши, и мелкие окопчики, и последняя щепоть махры, и валенки, которые никак не высушить, и полкотелка жидкой пшенной каши в день на двоих. Все это составляло жизнь солдата на переднем крае, вот из чего она складывалась, чем была наполнена. Даже смерть была здесь заурядно привычной, хотя и не угасала надежда, что живым и неискалеченным вряд ли отсюда выбраться.

Теперь из дали мирных времен может показаться, что одни подробности у Кондратьева не так существенны – можно и без них обойтись: дата, которой помечена пачка концентрата, лепешки из гнилой, раскисшей картошки. Но ведь это все правда, так было. Можно ли, отвернувшись от грязи, крови, страданий, оценить мужество солдата, понять по-настоящему, чего стоила народу война?

Фронтовая жизнь – действительность особого рода: встречи здесь скоротечны – в любой момент приказ или пуля могли разлучить надолго, часто навсегда. Но под огнем за немногие дни и часы, а иногда в одном лишь поступке характер человека проявлялся с такой исчерпывающей полнотой, с такой предельной ясностью и определенностью, которые порой в нормальных условиях недостижимы и при многолетних приятельских отношениях.

Представим, что война пощадила и Сашку и того тяжело раненного солдата из «папаш», которого герой, сам раненый, перевязал и к которому, добравшись до санвзвода, пропустил санитаров. Стал бы вспоминать этот случай Сашка? Скорее всего, нет, для него в нем ничего особенного, он сделал то, что считал само собой разумеющимся, не придавая ему никакого значения. Но этот раненый солдат, которому Сашка спас жизнь, наверняка, никогда его не забудет. Что из того, что он не знает о Сашке ничего, даже имени. Сам поступок раскрыл ему в Сашке самое главное. И если бы их знакомство продолжилось, оно бы не так уж много добавило к тому, что он узнал о Сашке в те считанные минуты, когда свалил его осколок снаряда, и лежал он в роще, истекая кровью.

Часто говорят, имея в виду судьбу человека, - река жизни. На фронте ее течение становилось катастрофически стремительным, она властно увлекала за собой человека и несла его от одного кровавого водоворота к другому. Как мало осталось у него возможностей для свободного выбора! Но, выбирая, он каждый раз ставит на карту свою жизнь  или жизнь подчиненных. Цена выбора здесь всегда жизнь, хотя обычно выбирать приходиться вещи как будто бы обыденные – позицию с обзором пошире, укрытие на поле боя.

Кондратьев пытается передать это неостановимое движение потока жизни, подчиняющего себе человека; иногда у него на первый план выступает герой – Сашка. И хотя он старается использовать все возникающие возможности для выбора, не упускает ситуаций, исход которых может зависеть от его смекалки, выдержки, он все-таки во власти этого неукротимого потока военной действительности – пока он жив и цел, ему снова ходить в атаку, вжиматься под обстрелом в землю, есть, что придется, спать, где придется…

Большое внимание в повести уделяется военному быту. Для писателя бытие слито с бытом, разделить их нельзя, невозможно.

Когда у Сашки спрашивают, как же он решился не выполнить приказ – не стал расстреливать пленного, разве не понимал, чем ему грозило, он отвечает просто: «Люди же мы, а не фашисты». В этом он непоколебим. И простые его слова исполнены глубочайшего смысла: они говорят о неодолимости человечности. Книга Кондратьева, в которой с таким бесстрашием нарисован жуткий лик войны – грязь, вши, кровь, трупы, - в своей основе светлая книга, потому что проникнута верой в торжество человечности.

Мог ли кто-нибудь тогда, сорок лет назад, представить себе, что переживает самые главные годы своей жизни! Конечно, нет, - считали, что все еще впереди, в будущем, которое так много обещает. Дожить бы только до него.… Даже самым молодым участникам войны вот-вот стукнет шестьдесят. Прожита целая жизнь, и четыре года – какими бы они там ни были – это все- таки только четыре года. Но почему-то вопреки такой очевидной арифметике кажется, что военные годы заняли полжизни, что пережить было в ту пору, когда каждый день был бесконечно длинным и мог стать для тебя последним, куда больше, чем за всю остальную жизнь.

И, читая военную прозу Кондратьева, постоянно ощущаешь это, хотя героям его тогда в голову не приходило, не могло прийти, что в их судьбе ничего важнее, больше и выше не будет, чем эти очень тяжелые, до отказа забытые обычными солдатскими заботами и тревогами дни.

 

 

 

 

 

 

Загоруйко М, 10Б класс

 

Я узнала о Великой Отечественной войне из книг.

 

   "Истина заключается в том, что,

   несмотря на тяжелейшие испытания

   мы победили".

А. Чаковский.

 

Мир не должен забывать ужасы войны, разруху, страдания и смерть миллионов. Бороться за мир – обязанность всех, живущих на Земле, поэтому одной из важнейших тем нашей литературы является тема подвига народа в Великой Отечественной войне.

Эта тема сложна, многообразна, неисчерпаема. Задачи литераторов, пишущих о войне, огромны. Им необходимо показать значимость борьбы и победы, истоки героизма людей, их нравственную силу, идейную убежденность, преданность Родине; показать трудности борьбы с фашизмом; донести до современников чувства и мысли героев военных лет, дать глубокий анализ одного из самых критических периодов в жизни страны. Отсюда жанровое разнообразие произведений о войне: большие эпические произведения, в которых дается осмысление сложных общественно – политических процессов периода войны (романы К. Симонова, В. Гроссмана, Ю. Бондарева, В Богомолова); психологическая проза, раскрывающая основы личности в трагических коллизиях войны (повести В. Быкова, Б. Васильева, В. Астафьева, В. Распутина); художественно – документальные произведения (Д. Гранина, К. Воробьева); поэзия (М. Луконина, С. Гудзенко).

Независимо от жанра, все произведения объединены одним – "памятью сердца", страстным желаниям поведать правду о пройденных дорогах войны.

Большинство людей интересует раскрытие характера героя в экстремальных ситуациях. Поэтому основной темой прозаиков стал человек на войне. Они не изображают грандиозное сражение. Часто солдат на войне показывается в будничной обстановке.

В. Быков обычно избирает ситуацию, где его герои стоят перед проблемой выбора. Такова повесть "Сотников". Два партизана, посланные достать продовольствие для отряда, попадают в плен. Быков показывает, что самым важным в человеке является душевная стойкость и верность самому себе.

Яркий образ русского солдата на войне воплощен в рядовом Сашке из одноименной повести В. Кондратьева. Он несет в себе черти фольклорного персонажа. В Сашке есть вера в справедливость своего дела. В образе Саши собраны лучшие качества русского солдата в годы войны. Невозможно даже перечислить все произведения, воспевавшие героизм народа в Великой Отечественной войне. На могиле Неизвестного солдата в Москве высечены слова: "Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен". Книги о войне похожи на памятник погибшим. Они решают одну из проблем воспитания – учат нас, молодое поколение, любви к Родине.

 




Леонтьева. В,10Б класс

 

И ливни – такие косые,

Что в поле не видно не зги…

Запомни:

Все это – Россия,

Которую топчут враги.

Дмитрий Кедрин.

 

С каждым годом отделяются от нас те страшные, принесшие столько горя события, становясь страницами бесконечной летописи истории человечества. Все меньше и меньше остается ветеранов, героев Великой Отечественной войны, выживших и прошедших ее до конца. Книги, повествующие о событиях тех лет, являются своеобразным мостом, связывающим поколения. Для нас эти книги чрезвычайно важны, ведь именно с их помощью мы можем составить полную картину войны, включающую общеизвестные исторические факты и бытовые детали.

Я прочла несколько произведений о войне, чтобы составить наиболее объективное мнение, ведь у каждого автора собственное виденье, освещение этой ужасающей страницы отечественной истории. Важна дата написания произведения, так как меняются трактовка события и задачи, которые ставит перед собой автор. Например, известная поэма А.Т. Твардовского "Василий Теркин" была написана в военные годы, и, соответственно, ее целью было разбудить патриотический дух народа, поднять его на борьбу с захватчиками. Поэме свойственна энциклопедичность: мы узнаем все о жизни рядового солдата, вплоть да лексики, разговорных оборотов, используемых тогда ("сунуть в санки", "дать леща"). Все написано непревзойденным по меткости, ярким языком с вкраплениями фольклора, что, несомненно, увлекает читателя.

С годами история переосмысляется, и в послевоенное время принцип изображения войны и человека на войне меняется. Внешний конфликт (непосредственные военные действия) превращается во внутренний конфликт, разворачивающийся в душе героев. Это иллюстрирует повесть Шолохова "Судьба человека" и рассказы Астафьева, например, "Связистка". Шолохова больше интересует внутренний мир его героя А. Соколова, трагизм его судьбы, исковерканной войной. Само произведение по форме приближается к монологу – исповеди. Я испытала глубокое сострадание по отношению к герою, увидела ту грубую, трагическую, неотвратимую правду войны. А Астафьев учит нас, что в какие бы жесткие условия ни поставила нас судьба, нужно сохранять нравственность и сочувствие, несмотря ни на что.

Из всех прочитанных мной произведений я извлекла для себя огромный нравственный урок. Каждый писатель находит свое определение, сравнение войны, но одно, найденное Дмитрием Кедриным, поразило меня больше всех. Он пишет о солдате: «…ты просто поденный рабочий завода страданий – войны". Здесь война для меня предстала тем страшным механизмом, который не щадит никого, и каждый может оказаться его жертвой.

 

 

Суханов Алексей, 9Б класс

 

Эта книга помогла познать радость подвига…

 

Впервые о войне я узнал от своих родственников, затем посмотрел несколько фильмов, но только взяв в пуки мою первую книжку о Великой Отечественной, я ощутил всю горечь войны. Это было небольшое произведение В. Катаева "Сын полка". Повесть рассказывает о мальчике Ване Солнцеве, осиротевшем в годы войны, и после того как его подобрали в лесу разведчики, стал Сыном полка. Написал эту книгу В.П. Катаев в 1944 г., в дни войны нашего народа с фашистскими захватчиками.

Война принесла нашей стране много горя, бед и несчастий. Она разорила сотни городов и сел,  уничтожила миллионы людей, лишила тысячи ребят отцов и матерей. Но наш народ победил в этой войне. Победил потому, что был до конца предан своей Родине, победил потому, что не мог не победить: это была война за счастье и мир на земле. В произведении "Сын полка" меня поразило то, что маленький двенадцатилетний мальчик решился встать на пути фашистской машины смерти. Эта повесть возвращает нас к трудным, но героическим событиям военных лет. Лично мне она (повесть) помогла увидеть эти события глазами моего ровесника, вместе с главным героем пройти через многие испытания и познать радость подвига во имя Победы.

В моей жизни было еще много замечательных книг о войне. Но "Сын полка" останется для меня самым любимой.

 

 

Глебка Катя, 9Б класс

 

"А зори здесь тихие…"

 

…Никогда

Не была ты женою –

Женихов отобрала.

Война…Всю – то жизнь

Оставалась одною,

Женской радостью обделена…

(Ю. Друнина).

 

Шестьдесят с лишним лет назад на русских людей внезапно обрушилась страшная трагедия. Война – это разруха, нищета, жестокость, смерть. Война – это тысячи истерзанных, убитых, замученных в лагерях людей, это миллионы искалеченных судеб.

Мы привыкли к тому, что на войне нет места сентиментальности, нежности, а слово "герой" в нашем понимании – это обязательно боец, солдат, словом, мужчина.

Мало кому известно, что медсестры, наши ровесницы, под свист пуль вытаскивали с поля боя раненых бойцов. Если для мужчины защита Отечества – это долг, священная обязанность, то женщины шли на фронт добровольно. Шли и осваивали профессии, которые до того считались только мужскими: летчик, танкист, зенитчик. Шли и убивали врагов не хуже мужчин. О Великой Отечественной войне написано очень много произведений, в которых без прикрас показаны все трудности, с которыми сталкивались люди на войне, но больше всех меня потрясла повесть Б.Л. Васильева "А зори здесь тихие…".

Произведения Бориса Львовича Васильева – суровая и правдивая летопись войны. Писателю не нужно ничего придумывать. Совсем молодым он попал на фронт, прошел трудными дорогами войны и теперь хочет рассказать своим читателям о том страшном времени , чтобы оно никогда не повторилось. Повесть "А зори здесь тихие…" рассказывает нам о трудном военном времени. Действие разворачивается в мае 1942 года. Главный герой, Федот Евграфович Васков, по "собственному желанию" получает в  распоряжение зенитно-пулеметный батальон: "Шлите непьющих…непьющих и это…Чтоб, знаете, насчет женского пола…". О своем старшине девушки невысокого мнения, постоянно подтрунивают над ним, называя "пенек замшелый". И действительно, в свои тридцать два года старшина Васков был «старше самого себя», он немногословен, но многое знает и умеет.

Все девушки похожи друг на друга. Помощница старшины, сержант Рита Осянина, строгая, редко смеющаяся девушка. Из довоенных событий она ярче всего помнит школьный вечер, когда встретилась со своим будущим мужем – старшим лейтенантом Осяниным. Он был застенчив, как и она сама, танцевали вместе, разговаривали… Рита вышла замуж, родила сына, и "более счастливой девушки просто не могло быть". Но тут началась война, и этой счастливой судьбе не суждено было продолжиться. Старший лейтенант Осянин погиб на второй день войны, в утренней контратаке. Рита научилась ненавидеть, тихо и беспощадно, и, решив отомстить за мужа, пошла на фронт.

Полная противоположность Осяниной – Женька Комелькова. Сам автор не перестает любоваться ею: "высокая, рыжая, белокожая. А глаза детские: зеленые, круглые как блюдца". Семью Женьки: маму, бабушку, братишку – всех убили немцы, а ей удалось спрятаться. В женскую батарею она попала за роман с женатым командиром. Очень артистичная, эмоциональная, она всегда привлекала мужское внимание. Подруги говорят о ней: "Женька, тебе бы в театр…". Несмотря на личную трагедию, Комелькова осталась жизнерадостной, озорной , общительной и пожертвовала своей жизнью ради других, ради спасения раненой подруги.

Боец Лиза Бричкина сразу понравилась Васкову. Судьба ее тоже не пожалела: с детства ей пришлось самой вести хозяйство, так как мать ее сильно болела. Она кормила скотину, убирала в доме, готовила еду. Она все больше отдалялась от своих сверстниц. Лиза стала дичиться, отмалчиваться, обходить шумные компании. Однажды ей отец привел в дом охотника из города, и она, ничего не видя, кроме больной матери и дома, влюбилась в него, но он не ответил ей взаимностью. Уезжая, он оставил Лизе записку с обещанием в августе устроить ее в техникум с общежитием…Но и этим мечтам не дала осуществиться война. Лиза тоже погибает: она тонет в болоте, спеша на помощь своим подругам.

Сколько девушек, столько судеб: все разные. Но в одном они все же схожи: все судьбы сломала, изуродовала война. Получив приказ не попустить немцев к железной дороге, девушки ценой собственной жизни выполнили его. Все пять девушек, отправившихся на задание, погибли, но погибли геройски, за Родину.

Повесть произвела на меня неизгладимое впечатление. Автор сумел очень ярко и образно рассказать о волнующей его теме, поведать о суровом времени, а в конечном итоге предостеречь, чтобы оно не повторилось.

 

 

 

 

Лазченко Е, 10Б класс

 

Тема Великой Отечественной войны в литературе

 

Великая Отечественная война уже стала для нас историей. Мы узнаем о ней по книгам, фильмам, старым фотографиям, воспоминаниями тех, кому посчастливилось дожить до Победы. О ней писали участники и очевидцы тех трагических событий. И сейчас эта тема продолжает волновать писателей, которые открывают в ней новые аспекты и проблемы. К числу замечательных произведений о войне относятся повести Б. Васильева «А зори здесь тихие», «В списках не значился», роман Ю. Бондарева «Горячий снег» и многие другие.

Но я хочу обратиться к роману В. Гроссмана «Жизнь и судьба», который был написан в 1960 году, но только в конце 80-х стал известен широкому читателю. Поэтому он воспринимается как современное произведение о войне.

В центе изображения находится Сталинградская битва, которая стала переломным событием в ходе Великой Отечественной войны. Однако роман Гроссмана поражает широтой охвата военной действительности, многообразием судеб и характеров, глубокими и интересными мыслями автора. Как полноправное действующее лицо входит в роман советское тоталитарное государство, с которым ведут жестокий поединок герои Гроссмана. Грозное, могучее, вездесущее, оно ломает и крушит человеческие судьбы, властно вмешивается в фронтовые будни, утверждая своим авторитетом культ насилия.

Когда читаешь роман, возникает впечатление, что советские воины и труженики тыла ведут изнурительную борьбу не только с фашизмом за освобождение России, но за свою личную свободу от тоталитарной мощи родного государства. Среди героических защитников Сталинграда особенно выделяется капитан Греков. Отчаянный смельчак, в котором живет неистребимое чувство свободы, уже взят на заметку как разносчик крамолы, опасный элемент. Капитан, собравший людей в осажденном доме «шесть дробь один», отбивший 30 атак, уничтоживший 8 танков, обвиняется в партизанщине. Политуправление фронта командирует боевого комиссара Крымова в окруженный дом, чтобы навести там большевистский порядок и в случае необходимости отстранить Грекова от командования. Да, он лихо воюет с немцами, презирая смерть, но его  своевольное поведение недопустимо, ибо оно нарушает незыблемый порядок. Действительно, он может запросто нарушить беспроволочную связь с домом просто потому, что ему надоели строгие внушения командования, наотрез отказаться вести дневник боевых действий, дерзко отвечать комиссару на его допрос с пристрастием. В то время, как бойцы Грекова геройски воюют с врагом, комдива больше волнует вопрос о том, как ликвидировать это «государство в государстве», искоренить дух вольности, которым заразились бойцы. Но даже опытному комиссару Крымову не удалось справиться с этой ответственной задачей, ибо в доме «шесть дробь один» он столкнулся с людьми свободными, которые не пасуют перед посланцем партии. Они чувствуют себя сильными и уверенными, им не нужна моральная поддержка комиссара. В них достаточно мужества, чтобы смело смотреть смерти в глаза. Вместо почтительного внимания Крымов слышит насмешливые вопросы бойцов о том, когда ликвидируют колхозы, как будет осуществляться на практике принцип коммунизма: «Каждому по потребности». Когда рассерженный Крымов прямо говорит о своей цели – преодолеть недопустимую партизанщину, то Греков дерзко спрашивает: «А кто будет немцев преодолевать?» Смертельная схватка с фашизмом, как ни странно, дает людям ощущение бесстрашия, независимости, свободы, которое на протяжении нескольких десятилетий беспощадно подавлялось государством. И во время войны, этого всенародного бедствия, методы насаждения насилия остались прежним – доносы, обвиняющие человека в несуществующих грехах. От этого привычного финала Грекова спасает геройская смерть во время немецкого наступления.

Мужество требуется героям Гроссмана не только для борьбы с фашистами. Оно необходимо для того, чтобы взять на себя ответственность за верное гуманное решение, которое противоречит распоряжению свыше. Такой смелый поступок совершает командир танкового корпуса Новиков. Он своей волей продлевает на 8 минут артподготовку наперекор приказу командующего фронтом и самого Сталина. Новиков сделал это для того, чтобы как можно больше «нестриженых ребят из пополнения» осталось в живых. На войне убийство – обычное дело, но ведь можно четкими, продуманными решениями избежать лишних жертв. С точки зрения комиссара Гетманова, комкор совершил дерзкий и безрассудный поступок, о котором следует донести куда следует. Для Гетманова необходимость жертвовать людьми ради дела всегда казалась естественной и неоспоримой, причем не только во время войны. Гроссман затрагивает здесь проблему нравственного подвига, который выявляет высоту человеческого духа, обнаруживает могучие внутренние силы, скрытые часто за скромным, неприметным обликом.

Произведения о Великой Отечественной войне, рассказывая о грозных, трагических событиях, заставляют нас понять, какой дорогой ценой была завоевана победа. Они учат добру, человечности, справедливости. Книги о войне – это нерукотворный памятник советским воинам, в жестокой схватке с врагом победившим фашизм.

 

 

Заяшникова, 10Б класс

 

Я узнаю о войне из книг…

 

Все, что бы ни происходило с нашей страной, все остается в памяти поколений, отражается в культуре, произведениях известных писателей, превращаясь в историю нашего народа. Так доходят до наших дней произведения, повествующие о немыслимых испытаниях, о величайших подвигах, о людях, кто верно служил своей родине.

К таким произведениям можно отнести "Василия Теркина" А. Твардовского, "Судьбу человека" М. Шолохова и произведения многих других писателей, поведавших нам о трудных годах Великой Отечественной войны.

В произведении Шолохова, как ни в каком другом, мы видим разрушающую силу войны. Неотвратимым бедствием врывается она в семью Андрея Соколова обычного русского труженика, кормильца семьи. Такая участь ожидала многие семьи, которые жили спокойной, размеренной жизнью: "за десять лет скопили лишь немного деньжонок и перед войной поставили  себе домишко об двух комнатах, с кладовой и коридорчиком… А тут вот она война. На второй день повестка из военкомата, а на третий – пожалуйте в эшелон". Так уходили мужчины на войну, тяжело расставаясь со своими родными, любимыми женами, детьми, родителями и сцена прощания в произведении заставляет испытывать еще большую ненависть к этой беспощадной "стихии", имя которой – война. "Пришли на вокзал, а я на нее (на жену) от жалости глядеть не могу: губы от слез распухли, волосы из-под платка выбились, и глаза мутные, несмысленные, как у тронутого умом человека". И действительно, такое горе, как расставание с мужем, который уезжает на войну, может свести с ума любящую жену, что остается одна с тремя детьми. "Поезд взял с места тихо-тихо; проезжать мне мимо своих. Гляжу, детишки мои осиротелые в кучку сбились, руками мне машут, хотят улыбаться, а оно не выходит…". Так герой Шолохова, подобно другим солдатам, оставляет все и уезжает на фронт.

Единственным средством связи у солдат с семьей была полевая почта, но солдаты редко писали письма родным: "тошное время было, не до писаний было…". Но это еще малая часть того, чего лишает война. Вся ее беспощадность и свирепость проявляется в описании военнопленных. "В полночь пришли мы в какое – то полусожженное село. Ночевать загнали нас в церковь с разбитым куполом. На каменном полу ни клочка соломы…как вспомнишь нелюдские муки, какие пришлось вынести там, в Германии, как вспомнишь всех друзей – товарищей, какие погибли замученные там, в лагерях…", такие ужасные воспоминания остались у многих бойцов,  которые подобно Соколову прошли через огонь и воду, побывали в плену, бились насмерть, а вернувшись обнаружили на месте некогда стоявшего дома лишь "глубокую яму". За великую победу было заплачено сполна: "была семья, свой дом, все это лепилось годами, и все рухнуло в единый миг, остался я один".

Годы Отечественной войны не забудутся никогда. Чем далее, тем все живей и величественней развернутся они в нашей памяти. И книги передают нам эти великие и трагические события Великой Отечественной войны.

 

 

Черепанова. А, 10Б класс

 

Место, связанное с войной…

 

Невзирая на то что война закончилась шестьдесят лет назад, ее эхо до сих пор бродит по стране. И никогда не знаешь, когда столкнешься с ним. Каждая встреча неожиданна и несет все большее и большее понимание того разрушительного ужаса, который несла война.

Пожалуй, моя самая запоминающаяся встреча случилась летом, когда я проездом была в Волгограде, городе – герое.

Есть в Волгограде место, самым тесным образом связанное с событием Великой Отечественной Войны, с Великой Сталинградской битвой – это прославленный Мамаев курган.

Мамаев курган, господствующий над основной частью города, является главным звеном в общей системе обороны Сталинградского фронта. Именно он стал ключевой позицией в борьбе за волжские берега. Склоны его были перепаханы бомбами, снарядами, минами. Почва смешалась с  осколками металла. Это место огромных людских потерь…

Именно памятник – ансамбль, как высшая форма монументального искусства, позволил авторскому коллективу наиболее полно передать размах массового героизма, раскрыть смысл и значение Сталинградской битвы, многопланово и разносторонне, воплотив конкретные художественные образы в различных видах скульптуры, в ее синтезе с архитектурой и природой.

От площади Стоявших насмерть к площади Героев идет широкая гранитная лестница. Ее с двух сторон обрамляют две стены – руины – пропилен. Авторам ансамбля пришла мысль создать две стены, поставленные под углом друг к другу и сходящиеся в перспективе, своеобразные руины сооружений, разрушенных долговременными обстрелами, бесчисленными бомбежками, исщербленных прямым попаданием снарядов, автоматными очередями – свидетелями яростных боев. В барельефном изображении руин с фигурными композициями, документальными надписями, звуковым оформлением передан общий дух битвы, выражено душевное состояние ее участников.

Тематическое содержание левой стены – клятва Сталинградских защитников: "Только вперед!". Стены – руины озвучены, исполняются песни периода войны, сводки информбюро и хода боевых действий. Но наиболее глубоко запал в душу солдат, изображенный на стене. Глаза его закрыты, ладонь глубоко впечатана в стену, вместо сердца – зияющая дыра. И надпись: "Да, мы были простыми смертными, и мало кто уцелел из нас, но все мы выполнили свой патриотический долг перед священной матерью – Родиной". Говорят, это был солдат, тяжело раненный в день завершения Сталинградской битвы: лежал он безнадежный, на носилках, не подавал никаких признаков жизни. Но когда он услышал от близстоящих солдат, что фашистские войска разбиты, то широко раскрыл глаза и прошептал только одно слово: "Победа!". А к вечеру его не стало. Не о своей судьбе думал советский солдат в свой смертный час, а о судьбе Родины. И я считаю, именно поэтому мы победили, что нашу судьбу защищали такие люди.

Невозможно перечислить всего того, что изображено на стенах – руинах, так много здесь сказано.

Скульптура "Родина – мать зовет!" является композиционным центром всего ансамбля. Она представляет собой фигуру женщины, стремительно шагнувшей вперед. В правой руке ее меч. Высота монумента говорит о его масштабах и уникальности. Сам он – современная интерпретация образа античной Ники – богини победы – призывает своих сыновей и дочерей дать отпор врагу, продолжить дальнейшее наступление.

Мамаев курган – напоминание "нынешнему племени" о мужестве, стойкости, героизме и патриотизме его защитников. А еще грозное предупреждение тем, кто посмеет напасть на нашу Родину.

Это великолепно, что создано в память героев, отдавших жизнь за Родину. И если есть на земле великие памятники, то Мамаев курган – величайший. Вечный огонь его горит черным пламенем Победы нашего народа.

А мы, те кто не участвовал в войне, обязаны низко склонить головы перед памятью павших, чьей кровью так обильно полита русская земля.

 

 

 

 

 

 

 

Попова Галина, 10Б класс

 

Я узнала о войне из книг

 

Большинство событий этого героического периода нашло свое отражение в многочисленных трудах историков, политических и военных деятелей. Им хотелось, чтобы наша молодежь больше узнала о тех героических днях, когда отцы и деды дорогой ценой отстояли свободу Родины, и была достойна их мужества.

Молох войны на протяжении тысячелетий собирал урожай. Наиболее щедрым он оказался в ХХ столетии. Почти 4 года длилась Великая Отечественная война. В историческом плане это не такой уж большой срок. Но какие это были годы! Наш народ, все человечество вот уже на протяжении 60 лет постоянно обращает свою память к тем грозным событиям. Минувшая война прошла через сердце каждого человека. Вторая мировая война, в которой участвовало три четверти населения земного шара, принесла огромные человеческие жертвы, уничтожила материальные и культурные ценности, созданные на протяжении многих столетий. Об этом нельзя забывать ради будущего, ради того, чтобы не допустить новой мировой опустошительной войны. Минувшая война явилась суровым испытанием для страны, ибо основная тяжесть ее легла на плечи нашего народа.

Общий замысел войны против нашей страны и указания по ее подготовке и ведению были изложены в директиве № 21 от 18 декабря 1940 года, получившей уловное наименование "Барбаросса". План "Барбаросса" предусматривал уничтожение государственного и общественного строя, ликвидацию национальной государственности народов, разграбление  народного хозяйства, физическое истребление десятков миллионов людей, превращение России в колониально – сырьевой придаток Германии.

Преступные цели немецких фашистов по отношению к народам Восточной Европы ярко проявились в так называемом генеральном плане "Ост", который предусматривал уничтожение или превращение в рабов миллионы русских, украинцев, белорусов, поляков, чехов и представителей  других национальностей. Предполагалось в течение 30 лет выселить в Западную Сибирь около 31 млн. человек с территории Польши и западных районов СССР и поселить на эти земли 10 млн. немцев. Всего в Европейской части СССР и Польши гитлеровцы намеревались уничтожить не менее 120 – 140 млн. человек.

Для массового истребления мирных жителей создавались специальные команды, готовилась техника уничтожения. В изданной для личного состава вермахта "Памятке немецкого солдата" говорилось: "У тебя нет сердца и нервов, на войне они не нужны. Уничтожь в себе жалость и сострадание – убивай всякого русского, советского, не останавливайся, если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик, - убивай…"

Народы никогда не забудут ни жертв, связанных с преступной деятельностью фашистов в концентрационных лагерях, густой сетью которых они покрыли многие страны Европы. Из 18 млн. европейцев – узников этих лагерей палачи истребили свыше 1 миллиона, причем самыми изощренными способами.

В ходе Второй мировой войны Красная Армия полностью или частично освободила 13 стран Европы и Азии. Более 1 миллиона советских солдат и офицеров – участников освободительных походов пали смертью храбрых на полях сражений.

Величественные монументы и скромные военные обелиски с русскими, украинцами, белорусскими, грузинскими именами установлены в столицах, во многих городах и селах стран, по которым пролегал ратный путь советского солдата – освободителя.

Преступление против человечества (агрессивная война) есть самое тяжкое международное преступление, которое влечет за собой суровую ответственность в международном праве – политическую и экономическую по отношению к государству – агрессору и уголовную по отношению к военным преступникам.

Определение понятия международного преступления имеет большое теоретическое и практическое значение. И прежде всего потому, что вплоть до наших дней существуют защитники правовой фашистской Германии и ее нацистских военных преступников.

Забывать о чудовищных злодеяниях нацистских военных преступников, освобождать их от сурового показания – значит, оскорбить священную память миллионов жертв нацизма.

 

 

Беляева Катя, 10Б класс

 

Треугольные письма

 

Я бы хотела посвятить свое сочинение письмам с фронта.

Треугольники военных лет… В те грозные годы в тылу их ждали с трепетом, страхом, надеждой.

Сейчас фраза о том, что в нашей стране нет семьи, которой не коснулась война, стала уже привычной, своеобразным журналистским штампом. Но спросим современных молодых людей: кто из близких или родственников погиб на фронтах Великой Отечественной? Пропал без вести? Попал в плен? Где находилось в те годы их родители, дедушки, бабушки? Чем жили, о чем мечтали, о ком тревожились? Чаще всего ответа нет. Но он должен быть! Фронтовые письма могут показаться кому-то необычными. Среди них мало писем привычной нам героической тематики – о подвигах, о трудных боях, о готовности умереть за Родину. Хотя, конечно, есть и такие, написанные в моменты величайшего подъема духа. Но пишущие ставили перед собой другую задачу.

Через содержание, настроение фронтовых писем хотелось показать, каким несчастьем стала война для миллионов простых советских людей. Сколько разрушила семей, погубила жизней. Как рвались привычные родственные, дружеские связи. Рушились планы, мечты. И восемнадцатилетние мальчики возвращались домой инвалидами, а матери были счастливы – живой! Что ж, война – совсем не фейерверк, а просто трудная работа…

Письма шли не только от фронтовиков, но и ответные письма к ним родных из глубокого тыла. В письмах можно обратить внимание на сходство судеб Георгия Матвеева, Александра Стряпунина, Геннадия Харлова.

Например, письма Г. Матвеева домой пронизаны беспокойством о семье. А семья состояла из отца, матери, пяти братьев и сестры. Четыре брата ушли воевать. Трое вернулись живыми. Георгий погиб в апреле 1942 года девятнадцатилетним. Место захоронения его родным найти не удалось. Ничего не осталось от него на память, кроме нескольких писем, которые сохранила мать как единственную нить, связывающую ее с погибшим сыном.

Есть также письма семейных переписок. Огромную роль в жизни человека играет большая, дружная семья. Как поддерживает они в трудную минуту, и какой замечательный стимул – ответственность перед ней! В письмах невозможно пройти мимо трудной судьбы М.А. Луканиной, а, читая письма военврача Н.Журавлева, всем сердцем можно почувствовать еще раз несовместимость этих слов: женщина и война.

Не только родным и близким писали бойцы. Множество писем поступало в партийные и советские органы, в профкомы заводов, редакции местных газет и просто в учреждения и организации – в адрес родного коллектива, с которым так не хотелось терять связи.

Кроме писем домой, друзьям, семье, конечно же, есть и письма о любви. На протяжении всех военных лет летели на фронт письма без точного адреса, с пометками "лучшему бойцу" или просто "воину Красной Армии". Завязавшаяся переписка нередко заканчивалась встречей после войны. Но эти письма не хочется относить к разряду обычных почтовых романов. Что связало немолодых уже, много переживших людей? От письма к письму растет стремление поддержать друг друга, помочь, робкая надежда на возможное счастье…

 

Эти буквы наклонные буры,

Словно писаны кровью живой.

Синий штемпель военной цензуры,

Номер почты его полевой.

Треугольник без марки, без клея,

Треугольная тоже печать…

Вам случалось, мгновенно бледнея,

Те короткие письма читать?

Не сначала, не первую фразу –

Фразы первые здесь не нужны, -

Но чтоб самое главное – сразу! –

Так читаются письма войны.

 

На чердаке бабушкиного дома тоже хранятся такие "треугольники с фронта". Их посылал мой дедушка Соснин Александр Иванович. На пожелтевшей, потрепанной годами, бумаге аккуратно выведены теплые слова: "Твое письмо я получил с рассветом, когда начался жаркий, страшный бой. И в первый раз я твой услышал голос нежный:

 

Иди вперед, мой друг,

Ведь я всегда с тобой!

 

Такие строки подталкивали бойцов к геройским поступкам, помогали выстоять и победить в те далекие военные годы.

 

 

Кузьмина Александра,10А класс

 

"Солдат всегда здоров"

 

Солдат всегда здоров,

Солдат на все готов,

И пыль, как у ковров,

Мы выбиваем из дорог.

И не остановиться,

И не сменить ноги,

Сияют наши лица,

Сверкают сапоги…

 

Больше кричит (по собственному выражению), чем поет в микрофон Владимир Высоцкий. На многих концертах спел он эту песню, не раз ее слышали. Но впечатление, по-моему, всегда остается примерно одинаковое: горький осадок на душе, какая-то странная обида. Нет, ни на кого-то и ни на что-то определенное. Какое-то очень смутное чувство.

Откуда автор знает? Нет, не о существовании войны (об этом знают все или, по крайней мере, должны знать). Не о том, как шли немцы на Россию сначала (это можно найти в исторических книгах). Откуда он знает об их мыслях? Откуда та уверенность в его голосе? Как он мог угадать уклад, ритм их жизни.

 

По выжженной равнине,

За метром метр,

Идут по Украине

Солдаты группы "Центр"

- На первый – второй рассчитайсь!

- Первый!

    - Второй!

- Первый! – шаг вперед и в Рай!

- Первый!

    - Второй!

- А каждый второй - тоже герой,

В Рай попадет вслед за тобой…

 

Обида…Да, обида. Наверное, это обида на время. Возможно, это вовсе не обида, мысль – почему этому подверглись именно мы? Как вообще можно было думать о таком во время войны.

 

А перед нами все цветет,

За нами – все горит!

Не надо думать: с нами тот,

Кто все за нас решит!

 

Веселые, не хмурые

Вернемся по домам.

Невесты белокурые

Наградой будут нам!..

 

Да. Действительно. О чем могут думать бойцы, ни разу не попадавшие еще под пули? О том, как они вернуться с победы. А сейчас зачем вообще думать? Они идут лишь для устрашения. Ведь войны не будет: их предводитель решит за них все.

 

А каждый второй – тоже герой,

В Рай попадет вслед за тобой…

 

А попадет ли хоть один из них туда? Не знаю. Твердая уверенность в своем руководителе, скорее всего, подведет их. Ведь если для них есть Рай, то есть и Бог. А если есть Бог… С ним никто никогда не договорится заранее, когда его определят. Для Бога все равны. А эти молодые солдаты не боятся смерти и убивают, наивно полагая, что с таким главой войска вариантов нет: только Рай. Конечно, туда всем хочется.

Каждый раз, когда я слышу эту песню, я чувствую переживания поэта, его взволнованность и неугасимую любовь к русскому солдату, который ценой своей жизни отстоял свободу и независимость нашей Родины.

 

 

Молчанова Наташа, 9Б класс

 

Книги о войне – памятник погибшим солдатам

 

Через много лет после победы нашего народа в Великой Отечественной войне писатель Василь Быков обращается к теме войны, так как видит истоки и причины победы в нравственной силе русского солдата и всего народа.

Два солдата, Сотников и Рыбак, из повести В. Быкова по-разному ведут себя в экстремальных условиях. Сотников скромный, незаметный, без всяких внешних признаков героя. Некоторые считают, что он не должен был идти в разведку, так как был простужен и кашлял. Но тяжело было всем. Гражданский долг, совесть, честь не позволили Сотникову переложить жизненно важные задания на плечи других. И он до последнего дыхания, как настоящий герой, остается, верен своему долгу.

Сотников погибает физически, но не духовно, потому что отказался от предательства. Перед казнью он видит в толпе мальчика, встречается с ним взглядом и убеждается, что честно выполнил свой долг перед Родиной.

В память о погибших героях нашей страны зажжены вечные огни, поставлены памятники и обелиски, разбиты парки и скверы, названы улицы и школы.

Книги о войне тоже памятник погибшим солдатам. Оружие писателя – его перо, его книги – вклад в общее дело борьбы за мир.

 

 

Карпова Настя, 9Б класс

 

Войну я узнала из книг

 

Войну я узнала из книг.… А ведь действительно так и есть. Я не была на войне и не знала, каково лежать в окопах на холодной и сырой земле, есть руками холодную кашу и уходить в последний бой. Не знала, о чем думали солдаты, отражая атаки противника и дожидаясь в землянках нового приказа. Не знала, с какой радостью солдаты получали письма из дома и, греясь у костра, перечитывали их несколько раз. Не знала, на какие подвиги шли молодые люди, чтобы защитить свою Родину и обеспечить нам светлое будущее. Не знала…, а теперь знаю, и помогли мне в этом книги о войне Г. Бакланова, В. Быкова, Б. Васильева, К. Симонова, К. Воробьева.

Героиня повести Е. Ильиной «Четвертая высота» Гуля Королева ушла на фронт, оставив дома трехлетнего сына, и погибла, грудью защищая Отчизну. Алесь Иванович Мороз из повести В. Быкова «Обелиск» воспитан в обычных деревенских мальчишках настоящих защитников, готов был в жертву принести себя ради этих ребят.

Ярким примером трудной жизни во время войны является повесть Ч. Айтматова «Ранние журавли». Дети заменяли ушедших на фронт отцов. Матери, жены, сестры делали все для фронта и победы в тылу.

Много слез и горя принесла война.

Победы дались нелегко. Она оплачена кровью невернувшихся, слезами недождавшихся.

Я не была на войне, но читая книги о великом сражении, переживаю и боль и радость, которые привели нас к Победе.

 

 

Копытов Максим, 9Б класс

 

Произведения, которые учат мужеству

 

Тема Великой Отечественной войны занимает важное место в литературе. Писатель часто обращаются к этому периоду истории. Независимо от формы и жанра, все произведения объединены «памятью сердца», желаниями поведать правду о войне, показать истоки героизма.

Повесть «Сотников», написанная Василем Быковым, является одним из лучших произведений о войне.

Партизанский отряд, обремененный ранеными, окружен.  Заканчиваются боеприпасы, нечем кормить людей.

На разведку, за припасами посылают двоих - Сотникова и Рыбака.

Пройдя тяжелые испытания, они попадают в лапы немцев. Перенеся пытки, Сотников погибает. Рыбак ценою предательства остается жив.

Два типа жизненного поведения, цена подвига и позорный финал нравственного компромисса, истоки героизма и предательства – главные проблемы, раскрывающиеся через эти образы.

Рыбак – смелый боец, когда за спиной стоят свои. Оказавшись же один на один с врагом, он идет сначала на компромисс, потом – на представительство.

Сотников – скромный, незаметный человек, простой учитель. Но, будучи больным и слабым, он пошел на ответственное задание. Измученный пытками, он остается несломленным.

Истоки представительства Рыбака выходят из детства, когда он шел на мелкие уловки. Истоком мужества и героизма Сотникова явилась убежденность в справедливости борьбы, которую ведет народ.

Такие произведения открывают новые стороны человеческих отношений во время войны. Они учат нас смелости и мужеству, помогают нашему нравственному становлению. И этим я благодарен книгам.

 

 

Кондратенко Илья, 9Б класс

 

Мне нравится как пишет о войне В. Быков

 

Войну я знаю из книг, ведь о ней написано очень много. «Василий Теркин» А. Твардовского, «Живые и мертвые» К. Симонова, «В окопах Сталинграда» В. Некрасова, «Обелиск» В. Быкова – вот небольшой перечень произведений о войне. Пожалуй, трудно назвать писателя советской эпохи, который не обращался бы к этой теме.

Мне нравится, как пишет о войне Василь Быков. В его произведениях мало сцен о сражениях и эффектных исторических событий, зато ему удается с потрясающей глубиной передать все чувства простого солдата в бункере на большой войне. Он строит сюжеты только на драматических моментах войны с участием простого советского солдата.

Например, в «Альпийской балладе» Быков описывает побег русского солдата из фашистского плена вместе с итальянкой Джулией. Автор увлекается описанием внешних событий: побег, погоня, любовь, смерть. Но уже сюжет повести «Сотников» переиначен на более экстремальные ситуации. В чем глубина творчества писателя? В том, что он и предателю Рыбаку оставил возможность выбора иного пути даже после такого тяжкого преступления, как предательство. Это и продолжение борьбы с врагом, и признание собственной вины. Писатель оставил своему герою возможность покаяния, возможность, которую нам чаще дает Бог, а не человек. Автор, по-моему, предполагал, что и эту вину можно искупить. Творчество русских писателей о войне трагично, почти так же, как трагична сама война,  унесшая десятки миллионов человеческих жизней. Но писатели рассказывают о людях сильных духом, способных встать над обстоятельствами и самой смертью. И сегодня, я считаю, невозможно давать оценку событиям войны, тех лет, не обращаясь к точке зрения наших книг о войне.

 

 

Петухов Максим, 9Б класс

 

Я люблю исторические книги о войне

 

Как быстро мы движемся по времени! Мы молоды, беспечны, легки на подъем. Куда спешить. Все впереди. И вот приходит момент, когда начинаешь понимать, что время уходит безвозвратно, а вместе с ним – уходят люди, свидетели далеких событий, войн. А что остается нам? Летописи прошлого, старые кинохроники, книги. О войне написано много, чаще всего это правда, переметанная с художественным вымыслом. Но, по-моему, самые достоверные книги о войне – исторические. Они наполнены фактами, сведениями, очевидцев, историческими справками, фотодокументами. Я люблю исторические книги о войне. Когда я их читаю, в сознании возникают люди, реально существовавшие, события в которых они участвуют. Я увидел простых солдат на войне. Они мечтали о славе, о подвигах, никто не хотел умирать. Они воевали, а воевать – это тяжелый труд. Нужно научиться воевать, а героями становятся потом.

Пусть книга всегда будет с нами, хорошая, добрая книга. Она наш учебник, Учебник Жизни с большой буквы.

 

 

 

 

 

 

 

Камалов Кирилл, 9Б класс

 

Повести, затронувшие мои чувства

 

Каждый из нас узнает о войне по-разному. Кто-то услышал рассказ ветерана, кто-то посмотрел фильм, кто-то прочитал книгу писателя-фронтовика.

Одним из таких писателей является Василь Быков.

В своих произведениях автор показывает не те массовые сражения, на которых гибнут тысячи солдат, а ту войну, где воюют лишь 2-3 человека. Где если погибнет один человек, то он погибает, совершая благородный поступок, доходящий до героизма.

Быкову так удается описать героя, его чувства и поступки, что создается впечатление, как будто война для нас проиграна и немцы идут по Красной площади. Но, дочитав до конца, мы понимаем, что герой гибнет не зря, наоборот, он проявляет мужество, и уже Красная Армия идет по улицам Берлина.

В каждом произведении Быков проводит своего героя через небольшой отрезок времени, через испытания раскрывает его характер. И это делает их не просто героями или предателями, а обыкновенными людьми с их достоинствами и недостатками

Повести Быкова глубоки по мысли и содержанию. Именно они затронули мои чувства и заставили задуматься о нашей ответственности перед военным поколением, о том, что мы должны гордиться теми, кто шел к Победе дорогами войны.

 

 

Шахерзад Изабель, 6В класс

 

Великая Отечественная…

 

Я долго думала над темой, не знала, что написать. Но потом я вспомнила песни о войне, которые мы пели с дедушкой дома. Когда началась война, я узнала из песни:

Двадцать второго июня,

Ровно в четыре часа,

Киев бомбили, нам объявили,

Что началась война…

Услышав песню «Священная война», мне представились суровые и страшные военные годы, где люди должны были ненавидеть врагов и идти на смертный бой.

Вставай, страна огромная,

Вставай на смертный бой

С фашистской силой темною,

С проклятою ордой!…

Песня призывала бороться с теми, кто не давал нашей Родине сомкнуть очей. Фашисты хотели стать господами, а наш народ превратить в рабов. Своей жестокостью они хотели сломить дух наших людей. Убивали женщин, стариков, детей, сжигали дома, больницы, школы. В народе росла ненависть к врагам, и война с фашистами стала народной и священной. Ненависть и ярость, к которым призывала песня, - благородной.

А песня звала:

Дадим отпор душителям

Всех пламенных идей,

Насильникам, грабителям,

Мучителям людей!..

Когда звучит припев песни, то поднимается волна гордости за свою страну, волна смелости, желания встать на защиту Родины:

Пусть ярость благородная

Вскипает, как волна,

Идет война народная,

Священная война!..

Каждый человек делал все, чтобы приблизить победу над врагом.

День Победы,

Как он был от нас далек,

Как в костре потухшем таял уголек…

Но вера в победу поддерживала жизнь этого уголька, а героизм советского народа превратил в пламень всенародной борьбы на фронте и в тылу.

На Мотовилихинских заводах трудились пермяки, чтобы изготовить крепкую сталь, пушки, снаряды, порох, авиационные моторы. Они делали все, чтобы приблизить этот День Победы.

В этой войне участвовал и погиб мой прадедушка Павлов Филипп Федосеевич. До войны он был интересным человеком: художником, музыкантом, любителем голубей. До сих пор сохранился построенный им голубятник. А погиб он в мае 1942 в боях под Керчью.

День Победы мы празднуем всей семьей. Я не раз участвовала в праздничной демонстрации, видела салют и фейерверк. Так наш народ празднует победу и помнит всех тех, кто сражался и погиб за нашу свободу и счастье.